Пресс-центр «Майдан свободы»: круглый стол по итогам проведения кинофестиваля «Ступени»

  • Cetalife Website
  • Пресс-центр «Майдан свободы»: круглый стол по итогам проведения кинофестиваля «Ступени»

Виктор Козориз: В нашей студии – организаторы и участники IV Международного правозащитного кинофестиваля «Ступени», который недавно закончился в Харькове. Мы узнаем, кто получил награды в этом году и состоится ли следующий фестиваль.

В нашей студии – Игорь Парфенов, президент кинофестиваля, Эллен Слюсарччи – арт-директор фестиваля, член жюри Сергей Отводенко и Анна Моруга – пресс-секретарь фестиваля «Ступени».

Игорь, довольны ли вы проведением фестиваля? Расскажите, кто стал победителем?

Игорь Парфенов: В проведении фестиваля были и позитивные, и не очень позитивные моменты, но он развивается – это видно. Количество работ, интерес украинского зрителя неуклонно растет; интерес западных режиссеров, уровень присылаемых работ также растет. В этом аспекте все очень хорошо.

Отрицательный момент – отсутствие интереса украинских журналистов к искусству, к кино. Хочу сказать одно: не будет искусства, кино – не будет и Украины. Это должны понять и журналисты, и политики, и остальные люди.

Виктор Козориз: Мы знаем, что гран-при кинофестиваля награждена Кира Муратова. Какие еще фильмы и участники получили награды?

Игорь Парфенов: Кинофестиваль «Ступени» имеет много номинаций для работ по правам человека, защите животных и природы, фильмов философского и социального направлений, поэтому традиционно призов достаточно много. Назову лишь несколько победителей.

Лучший художественный фильм – «Невидимые дети». Эту картину снимало семь известных режиссеров, среди которых – Эмир Кустурица и другие. Фильм о детях и их положении в мире. Среди лучших короткометражных фильмов – французский «Угол зрения», испанский «Большой забег» и другие. Среди документальных – харьковская работа о репрессиях в сталинские времена «Неугодные», американский фильм «Культуры сопротивления» – мировой экскурс о том, как во всем мире люди сопротивляются нападкам правительства, – зоозащитный фильм Пола Маккартни «Стеклянные стены», фильм Брижит Бардо об охоте.

ЭлленСлюсарччи: Кроме того, есть и категория «Особый взгляд жюри». В ней были отмечены работы перспективных режиссеров – «Зеленое поле», «Играй и выигрывай», и другие работы, многие из которых – украинского производства.

Виктор Козориз: Получил ли награду фильм «Прощай, коррида»?

Игорь Парфенов: Этот фильм показывался вне конкурса, но имел достаточно сильный резонанс – зал был полон. Было около восьмисот человек, многие стояли. Я считаю, что фильм получился.

Виктор Козориз: Давайте поговорим об одном из фильмов-победителей – испанском короткометражном фильме «Artalde» режиссера Ассьера Альтуна. О чем он, по Вашему мнению?

Игорь Парфенов: Фильм без слов, но достаточно красноречиво показывает, как политики, религиозные деятели влияют на человека. Иногда невольно человек подвержен влиянию таких учителей, которые, говоря порой что-то неопределенное, ведут за собой миллионы людей. Поэтому я считаю, что все политические, религиозные и философские учения должны быть подвергнуты, как минимум, критическому осмыслению. В этом фильме видно, что человек подвержен стадному инстинкту: все идут – и я пойду.

Сергей Отводенко: Семь минут этого фильма сказали больше, чем любой митинг. Можно говорить о том, что язык кино – это язык доступный, художественный и социально заточенный. К сожалению, наше общество устроено так, что иногда человеку трудно выразиться, даже если он думает в пику, если имеет свой взгляд на происходящее; ему трудно выйти за рамки социума, будь то семья, коллектив, команда или культурная среда. Кино – короткий путь к сердцам и умам людей.

ЭлленСлюсарччи: Мне кажется, система координат нашего общества сейчас нарушена, и именно такие мероприятия как кинофестиваль «Ступени» дает определенные ориентиры. Радует, что на показах залы были полные. Видно, что это мероприятие нужно городу и Украине в целом. Конечно, в следующем году хотелось бы чувствовать больше поддержки со стороны власти, прессы, волонтеров.

Дмитрий Овсянкин, журнал «Analyticway»: Это фантастический фильм. Для меня он – про человека. Обратите внимание, как в фильме меняются лица у людей в группе. В начале это просто отдельные люди, потом это группа, связанная общим интересом – у них одухотворенные лица, осмысленные выражения. И вдруг человек потерял цель: у него меняется выражение лица, фигура. У всех, кто шел за предводителем, выражение лица сменяет некая маска без души, без смысла в глазах.

Виктор Козориз: Анна, скажите, что вас поразило в этом фильме или других фильмах на фестивале?

Анна Моруга: Говорить о каком-то конкретном фильме очень трудно. Если начать высказывать мнение обо всех понравившихся картинах, пожалуй, мы выйдем за лимит этой программы и программы показов фестиваля. Все лучше, что мы могли показать, мы показали, но это лучшее из лучшего, а многое осталось, увы, за кадром.

Виктор Козориз: Давайте поговорим о еще одной картине – «Варвары» французского режиссера Жана-Поля Перьйо. Очень оригинальный, символичный фильм. Игорь, о чем он?

Игорь Парфенов: Для съемок этого фильма не использовалось даже видеокамеры – просто были взяты архивные фотокадры. При этом из этих кадров был сделан фильм, который получил приз на Венецианском кинофестивале. Этот фильм очень ярко показывает, что не все в мире гладко.

Виктор Козориз: Насколько я понимаю, изображены события во Франции?

Игорь Парфенов: Да, но затронута не только ситуация во Франции, а целиком проблема терроризма, жестокости и всего, что с этим связано. Почему фильм называется «Варвары»? Часто, когда страна хочет сократить расходы госбюджета, урезают социальные выплаты, зарплаты учителям и врачам, поднимают налоги частным предпринимателям. Я считаю, что дополнительные средства нужно брать из других источников. Например, сократить армию, сократить бюджеты на вооружение, сокращать чиновников и расходы на них.

Виктор Козориз: Скажите, Сергей, имеют ли перспективу такие фильмы?

Сергей Отводенко: Я думаю, такие фильмы помогают формированию социального общества, тем более, что мы можем говорить о сочетании художественной и правозащитной ценности картины. В первую очередь, конечно, стоит говорить о его актуальности и социальной остроте, хотя и в художественном плане он является интересным, экспериментальным.

ЭлленСлюсарччи: Перспектива у таких фильмов, безусловно, есть всегда. Главное, чтобы было желание их создавать и доносить до общественности.

Анна Моруга: Мне очень нравится эта работа тем, что она лишена ненужных слов. Мы видим просто кадры, но кадры документальные. Это грубая пища для каждого, и каждый осмысливает ее так, как хочет.

Виктор Козориз: Спасибо. Давайте все-таки поговорим о фильме «Прощай, коррида». Его премьерный показ состоялся в «Кинопалаце». Все присутствующие здесь видели его и, более того, некоторые принимали непосредственное участие в съемках.

Игорь, скажите, трудно ли сегодня снимать такое кино?

Игорь Парфенов: Если кино серьезное, его всегда тяжело снимать, особенно затруднительно – в странах, где кино имеет слабую поддержку государства. А ведь именно кино является социальным, образовательным и пропагандистским инструментом влияния на общество.

Виктор Козориз: Если уж поднялся этот вопрос, давайте поговорим о бюджете. Сегодня многие считают его универсальным показателем качества фильма: чем больше бюджет – тем лучше кино.

Игорь Парфенов: Это абсолютная неправда. Фильм может иметь скромный бюджет, но мощную подачу. Я использовал реальные кадры: в массовке – десятки тысяч настоящих туристов, вместо декораций – реальные испанские арены и бои быков.

Виктор Козориз: Это фильм о человеческой жестокости, которая проявляется в средневековых традициях проведения корриды. И до сих пор она существует во многих провинциях Испании. И, в первую очередь, это фильм о жестокости людей по отношению к людям. Главный герой, защищавший животных, сам стал жертвой.

Игорь Парфенов: Хотелось бы добавить, что демонстрации и социальные протесты, которые мы видим с экранов телевизоров, часто приносят результаты. Когда этот фильм уже был закончен, в Каталонии приняли решение о полной отмене корриды с 2012 года.

Виктор Козориз: Интересно, как вы снимали эти сцены боев? Мне кажется, фильм слегка перегружен картинами насилия и жестокости по отношению к животным. Не пострадали ли животные во время съемок?

Игорь Парфенов: Крови в фильме было действительно очень много, но эта кровь очищающая. Это все документальные кадры. Конечно же, ни один бык у нас не пострадал. Все снятые кадры – настоящая коррида. Потом, посредством монтажа, мы соединяли кадры реальных боев быков и постановочные сцены с нашими актерами. В финальных сценах снимались быки из харьковского зоопарка – два индонезийских гаяла, которые были достаточно дружелюбными. Народный артист России Борис Химичев заезжал к ним в клетку ночью, на инвалидном кресле, причем делал это сам, без дублера.

Виктор Козориз: В заключительных кадрах фильма «Прощай, коррида» мы видим, что быки – дикие животные – умнее и гуманнее людей. Сергей, что бы Вы хотели сказать об этом фильме?

Сергей Отводенко: Стоит отметить великолепную работу актеров: Бориса Химичева, Степана Пасичник, Эллен Слюсарччи – без них эта человеческая составляющая была бы не так ощутима. У этого фильма есть начало, уходящее в годы. В основе – рассказ Джека Лондона, который потом оброс многими деталями и превратился в авторскую работу Игоря – философскую, художественную картину для зрителя.

Виктор Козориз: Эллен, вы снялись в одной из ролей. Расскажите о съемках: поразили ли Вас сцены жестокости?

ЭлленСлюсарччи: Конечно, работать над картиной было достаточно тяжело. Несмотря на то, что играла я отрицательную героиню, моя жизненная позиция – против жестокости. Пришлось воплотить на экране негативного персонажа, чтобы донести до зрителя, как нужно и как не нужно поступать, начать диалог со зрителем. Мы задумали картину еще более трех лет назад, и на протяжении этого времени жили ею. Было непросто, и я рада, что картина завершена. Получилось очень интересно, и я надеюсь, что вскоре мы действительно сможем сказать «прощай» корриде. Как было сказано, в Каталонии уже отменяется это жестокое мероприятие, и я надеюсь, что в будущем, когда фильм будет представлен мировой общественности, эти варварские обычаи будут искореняться.

Игорь Парфенов: Хотелось бы добавить, что на главную мужскую роль претендовало четыре знаковых актера: Армен Джигарханян, Богдан Ступка, Михай Волонтир, и в результате сыграл Борис Химичев, известный по фильмам «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Аты-баты, шли солдаты», «Борис Годунов», «Снегурочка».

Виктор Козориз: Большое спасибо за интересную беседу, желаем успехов и фильму «Порщай, коррида!», и кинофестивалю «Ступени».